О проекте

Финансовая поддержка

Проект интерактивного веб-атласа осуществлен в 2016-17 гг. при финансовой поддержке Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».

Техническая поддержка

Сайт размещен на сервере Института прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН.

Цель проекта

Цель проекта — предоставить широкому кругу людей (в том числе исследователям и студентам) доступ к географически привязанным демографическим данным, полученным путем обработки анкет пользователей социальной сети «ВКонтакте», находящихся в открытом доступе.

Сферы применения

Проект может быть применен в различных сферах. В первую очередь, это материал, открывающий почти незатронутое в России поле вебометрики — собственно виртуального населения России. Гендерные, возрастные, территориальные различия в использовании крупнейшей в стране социальной интернет-сети — проект предлагает исчерпывающий материал для всех этих исследований. Но самое захватывающее, пожалуй, это изучение виртуальной дружбы — по-видимому, это первый в мире масштабный опыт изучения территориальной привязки социальных интернет-сетей, открывающий возможности для развития нового направления исследований виртуальной среды, big data и т.д.

Вторая ключевая сфера применения результатов проекта — это сбор данных для косвенных оценок масштабов и характера происходящих офф-лайн процессов, в первую очередь, миграционных. Разумеется, сеть «ВКонтакте» охватывает преимущественно молодежную аудиторию, и представленные данные репрезентативны для косвенных оценок в первую очередь, явлений, связанных с жизнью молодежи. В частности, официальная статистика не позволяет проводить оценки миграционных потоков в формате «город—город», да и межрегиональная миграция фиксируется переписью только для отдельных лет или направлений. В уже далекие советские годы видный экономико-географ И. М. Маергойз предлагал использовать для заполнения статистических лакун картотеки учетных карточек в отделах кадров предприятий — они действительно позволяли оценить зоны набора кадров в крупные города. На этом фоне современные виртуальные сети предоставляют просто фантастические возможности изучения миграционных процессов на базе агрегированных персональных данных — например, направления и масштабы миграции в целях учебы в конкретных университетских центрах. Но можно изучать не только миграционные процессы: авторы предлагают проследить, например, волны моды на выбор детских имен. Многие социальные явления находят отражение в сети, и проект представляет возможность их косвенного изучения по данным «ВКонтакте» в масштабах страны.

История проекта

Потенциал данных из социальных сетей как материала для научных исследований был продемонстрирован в 2010 году Н. Ю. Замятиной в статье Метод изучения миграций молодежи по данным социальных Интернет-сетей: Томский государственный университет как «центр производства и распределения» человеческого капитала (по данным социальной Интернет-сети «ВКонтакте»). Даже собранная «вручную» информация из анкет пользователей позволила исследовать явления, не находящие отражения в официальной статистике.

Автоматизация обработки анкет пользователей позволила существенно расширить выборки: в работах Н. Ю. Замятиной и А. Д. Яшунского Межрегиональные центры образования и Севера как зона роста российской провинции в 2012 году уже используются массивы данных сформированные из нескольких тысяч анкет.

Другие возможные области применения и способы получения данных описаны в 2014 г. в работе О. А. Чекмышева и А. Д. Яшунского Извлечение и использование данных из электронных социальных сетей. Вместе с тем, техническая сложность получения данных явно делала их труднодостижимыми для большинства исследователей. В 2015 году коллектив авторов начал массовый сбор данных из анкет пользователей социальной сети «ВКонтакте», находящихся в открытом доступе, с целью предоставления результатов этой «переписи» научному сообществу для использования в исследованиях.

Собранный массив данных оказался настолько большим, что его непосредственное использование потребовало бы ничуть не меньших технических навыков, чем, собственно, сбор информации. В связи с этим было принято решение о формировании из общего массива данных отдельных тематических наборов, которые уже можно было бы использовать, не привлекая специальное программное обеспечение. Наборы данных предполагалось опубликовать в виде интерактивного веб-атласа.

Авторы

Интерактивный атлас создан коллективом авторов:
Евгений Белов

географ

Руслан Гончаров

географ

Надежда Замятина

географ,
автор идеи

Ольга Ивлиева

географ

Елизавета Котельникова

программист

Александра ПотураеваАлександра Потураева

географ

Анна Рыжова

аналитик

Алина Хусаинова

географ

Олег Чекмышев

программист

Алексей Яшунский

руководитель проекта,
программист